Аннотация к рабочей программе по предмету «Чувашский язык» 1-4 классы

Аннотация к рабочей программе по чувашскому языку 1-4 классы

Знакомство с детским пластом культуры при изучении чувашского языка не только закладывает основы уважительного отношения к чувашской культуре, но и  способствует более глубокому осознанию обучающимися особенностей культуры своего народа. Начальное общее иноязычное образование позволяет сформировать у обучающихся способность в элементарной форме представлять на чувашском языке родную культуру в письменной и устной формах общения со сверстниками, в том числе с использованием средств телекоммуникации.

Совместное изучение языков и культур, общепринятых человеческих и базовых национальных ценностей закладывает основу для формирования гражданской идентичности, чувства патриотизма и гордости за свой народ, свой край, свою страну, помогает лучше осознать свою этническую и национальную принадлежность.

Процесс овладения чувашским языком на уровне начального общего образования вносит свой вклад в формирование активной жизненной позиции обучающихся. Знакомство на уроках  с доступными образцами чувашского фольклора, выражение своего отношения к литературным героям, участие в ролевых играх способствуют становлению обучающихся как членов гражданского общества.

Язык по своей специфике и социальной значимости – явление  уникальное: он

является средством общения и воздействия, средством хранения и усвоения знаний, средоточием духовной культуры народа, основной формой проявления национального и личностного самосознания и, наконец, первоэлементом художественной литературы как словесного искусства. В силу этого обстоятельства язык имеет только ему присущий статус среди других школьных предметов.

Цели  изучения предмета (курса):

- формирование умений общаться на чувашском языке с учетом речевых возможностей и потребностей младших школьников; коммуникативных умений в 4 основных видах речевой деятельности – говорении, аудировании, чтении и письме;

- развитие личности, речевых способностей, внимания, мышления, памяти и воображения младшего школьника, мотивации к овладению чувашским языком;

— обеспечение коммуникативнно-психологической адаптации младших школьников к новому языковому миру для  и использования языка как средства общения;

— освоение элементарных лингвистических представлений, доступных младшим школьникам и необходимых для овладения устной и письменной речью на чувашском языке;

- приобщение детей к новому социальному опыту с использованием чувашского языка: знакомство младших школьников с чувашским детским фольклором и доступными образцами художественной литературы;

- формирование речевых, интеллектуальных и познавательных способностей младших школьников, а также их общеучебных умений.

Задачи курса:

  • Освоить элементарные лингвистические представления, доступные младшим школьникам и необходимые для владения устной и письменной речью на чувашском языке: формирование универсальных лингвисти­ческих понятий (звук, буква, слово, предложение, части речи, интонация и т. п.);
  • Формировать умения общаться на чувашском языке с учетом речевых возможностей; элементарных коммуникативных умений в говорении, аудировании, чтении и письме;
  • Приобщить к новому социальному опыту с использованием чувашского языка, с детским стихотворным и сказочным фольклором;
  • Развивать личность ребенка, его речевые способности, внимание, мышление, память и воображение; мотивация к дальнейшему изучению чувашского языка на последующих ступенях школьного образования;
  • Воспитывать  национальное самосознание, качества патриота своего народа;
  • Развивать у детей патриотическое чувство по отношению к чувашскому языку, любви и интереса к нему.

Цели и задачи определяют содержание курса, построенного на концептуальных основаниях стандарта по чувашскому языку:

Программа курса построена на принципах  личностно-ориентированного, деятельностного, коммуникативно-когнитивного и социокультурного подходов к обучению.

Личностная и практическая направленность выражается в учете возрастных

особенностей младших школьников, их интересов, возможностей и потребностей. Это реализуется в подборе разнообразного материала для развития речевых и общеучебных навыков, отобранных с учетом психологических и возрастных особенностей младших школьников. Задания включают тексты для аудирования и чтения, игры, инструкции по выполнению поделок, страницы самоконтроля, захватывающую сквозную историю и др. Темы и ситуации общения близки обучающимся начальной школы, а предлагаемый языковой материал позволяет им выразить свои мысли и чувства, стимулирует общение со сверстниками на английском языке.

Отбор содержания и методика обучения позволяют осуществлять деятельностную

направленность обучения чувашскому языку в начальной школе.

Содержание обучения ориентировано на развитие мотивации учеников к изучению

чувашского языка и на формирование умений во всех видах  речевой деятельности, развитие общих учебных умений и навыков, получение обучающимися опыта учебной, познавательной, коммуникативной, практической и творческой деятельности.

Программа курса построена с учетом особенностей чувашского языка как предмета, в число которых входят:

  • межпредметность (содержанием речи на чувашском языке могут быть сведения из разных областей знания, например литературы, искусства, истории, географии, математики и др.);
  • многоуровневость (с одной стороны, необходимо овладение различными языковыми средствами, соотносящимися с аспектами языка: лексическим, грамматическим, фонетическим, с другой — умениями в четырех видах речевой деятельности);
  • полифункциональность (чувашский язык может выступать как цель обучения и как средство приобретения сведений в других областях знания).

Воспитательный и развивающий потенциалы реализуются в программе:

  • в целенаправленной постановке задач воспитания и развития личности ученика средствами чувашского языка, его интеллектуальных и когнитивных способностей, нравственных качеств;
  • в социокультурной, /культуроведческой направленности предметного содержания речи, в нацеленности содержания на развитие позитивных ценностных ориентаций, чувств и эмоций, на развитие творческих способностей и реализацию личностного потенциала ученика.

       Структурной особенностью программы являются три основные содержательные линии, которые тесно взаимосвязаны. Первой содержательной линией являются коммуникативные умения, второй — языковые знания и навыки оперирования ими, третьей — социокультурные знания и умения. Основной линией следует считать коммуникативные умения, которые представляют собой результат овладения чувашским языком на данном этапе обучения. Формирование коммуникативных умений предполагает овладение языковыми средствами, а также навыками оперирования ими в процессе говорения, аудирования, чтения и письма. Таким образом, языковые знания и навыки представляют собой часть названных выше сложных коммуникативных умений. Формирование коммуникативной компетенции неразрывно связано с социокультурными знаниями.

Результаты обучения представлены в требованиях к уровню подготовки, задающих систему итоговых результатов обучения, которые должны быть достигнуты всеми обучающимися, оканчивающими данную ступень, и достижения которых является обязательным условием положительной аттестации ученика за курс данной ступени.

В области познавательных УУД (общеучебных) школьник должен уметь:

— самостоятельно выделить, формулировать и решать  познавательную цель;

— ориентироваться в разнообразных способах решения задач;

— выбрать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий;

— самостоятельно создать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и  поискового характера;

— найти и выделить необходимую информацию из текстов;

— работать с источниками информации (учебной книгой и рабочей тетрадью);

— задавать вопросы;

— участвовать в учебном сотрудничестве;

— адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи в соответствии с задачами общения и нормами чувашского языка, включая воспроизведение прочитанного текста.

В области регулятивных УУД школьник должен уметь:

— взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности;

— действовать по плану и планировать свою деятельность;

— контролировать свою деятельность по результату;

— преодолевать трудности, найти способы разрешения трудностей;

— видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;

— адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.

В области коммуникативных УУД школьник должен быть способен:

в части аудирования:

— понимать собеседника, реагировать на его вопросы, начинать, поддерживать и завершать разговор в пределах сфер тематики и ситуаций, предусмотренных программой;

— понимать основное содержание прослушанного текста с опорой на зрительную наглядность, языковую догадку и передавать основное содержание прослушанного текста на русском языке, содержащего не более 2-4 незнакомых слов, о значении которых можно догадаться;

— полностью и точно понимать короткие тексты монологического характера, построенные на знакомом учащимся языковом материале, без опоры на зрительную наглядность (объем текста  5-6 предложений);

в части говорения:

— осуществлять диалогическое общение на элементарном уровне с взрослыми и со сверстниками в связи с предъявленной ситуацией общения и тематикой, обозначенных программой, а также вести диалог-расспрос в связи с содержанием увиденного, услышанного или прочитанного (примерный объем диалогического высказывания не менее 3-4 предложений с каждой стороны);

— задавать вопросы и отвечать на вопросы различных типов (общие, специальные, альтернативные) кратко, полным ответом;

-_ без предварительной подготовки высказываться в соответствии с коммуникативными ситуациями: уметь делать элементарные связные высказывания о себе, членах семьи, друзьях, животных, занятиях в школе, режиме дня, родном городе, о прочитанном, увиденном, услышанном, выражая при этом на элементарном уровне свое отношение к воспринятой информации или предмету высказывания; характеризовать действующих лиц (место действия), используя текст (объем высказывания  не менее 3-4 предложений, правильно оформленных в языковом отношении);

в части чтения:

— читать вслух текст, соблюдая правила произношения слов и основные интонационные модели;

— прочитать в естественном темпе текст, построенный на знакомом языковом материале, заменяя многоточия или рисунки нужными словами, правильно интонируя распространенные предложения;

— читать про себя с полным пониманием учебные тексты, составленные на знакомом лексико-грамматическом материале, передать их содержание;

— читать про себя с пониманием основного содержания простых текстов, доступных по содержанию и языковому материалу, отвечать на вопросы;

— догадываться о значении незнакомых слов, исходя из контекста (по словообразовательным признакам, по аналогии со словами родного языка);

— анализировать текст с точки зрения лексики (грамматики);

— ставить вопросы к прочитанному тексту;

— выразительно читать стихотворение и знать наизусть 2 стихотворения, указанные в программе;

— пользоваться словарем при чтении;

в части письма:

— списывать текст с доски, с книги прописью;

— видеть «опасные» места в написанном и звучащем слове;

— уметь ставить ударение;

— употреблять на письме точку, вопросительный и восклицательный знаки;

— делить слова на слоги;

— переносить слова по слогам;

— самостоятельно выполнять письменные задания, связанные с освоением лексических (используя в случае необходимости словарь) и грамматических средств общения, а также с чтением и говорением;

— письменно отвечать на вопросы по прочитанному тексту (с опорой на текст);

— самостоятельно строить небольшие по объему сообщения, используя в случае необходимости словарь.

Планируемые результаты освоения программы начального образования по чувашскому языку представляют собой систему личностно-ориентированных целей образования, показателей их достижения и моделей инструментария. Система оценивания планируемых результатов освоения программы предполагает:

1) включение обучающихся в контрольно-оценочную деятельность с тем, чтобы они приобретали навыки и привычку к самооценке и самоанализу (рефлексии);

2) использование критериальной системы оценивания;

3) использование разнообразных видов, методов, форм и объектов оценивания, в том числе:

— как внутреннюю, так и внешнюю оценку, при последовательном нарастании объема внешней оценки на каждой последующей ступени обучения;

— субъективные и объективные методы оценивания;

— интегральную оценку, в том числе – портфолио, и дифференцированную оценку отдельных аспектов обучения (например, формирование правописных умений и навыков, речевых навыков, навыков работы с информацией и т.д.);

— самоанализ и самооценку обучающихся;

— оценивание, как достигаемых образовательных результатов, так и процесса их формирования, а также оценивание осознанности каждым обучающимся особенностей развития своего собственного процесса обучения.

Предметными результатами освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом специфики содержания предметной области «Филология», включающей в себя  предмет «Чувашский язык», являются:

1) приобретение начальных навыков общения в устной и письменной форме с носителями чувашского языка на основе своих речевых возможностей и потребностей; освоение правил речевого и неречевого поведения;

2) освоение начальных лингвистических представлений, необходимых для овладения на элементарном уровне устной и письменной речью на чувашском языке, расширение лингвистического кругозора;

3) сформированность дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка, с детским фольклором и доступными образцами детской художественной литературы.

В результате изучения чувашского языка при получении начального общего образования у обучающихся будут сформированы первоначальные представления о роли и значимости родного языка в жизни современного человека и поликультурного мира. Обучающиеся приобретут начальный опыт использования чувашского языка как средства межкультурного общения, как нового инструмента познания мира и культуры других народов, осознают личностный смысл овладения чувашским языком.

В соответствии с учебным планом школы на 2015-2016 учебный  год на изучение данной программы выделено: 66 часов в 1 классе, 68 часов во 2-4 классах.

Return to Top ▲Return to Top ▲